Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Начертание христианского нравоучения


Для идеологии атеистически настроенной разночинной демократии было типичным то, что разночинцы становились атеистами из сострадания к народу, намерений принести себя в жертву ради улучшения его жизни. Разночинцы не могли принять Творца, сотворившего несправедливый, несовершенный, полный страданий мир. Прогрессивная интеллигенция XIX века, имевшая антирелигиозную ориентацию, не была однородной: идеалисты 40-х годов интересовались, главным образом, гуманитарными науками: философией, искусством, литературой; интерес нигилистов 60-х годов составляли естественные науки и политическая экономия.

Интеллигенты 2-ой половины XIX века были более жестокого и аскетического душевного склада, более реалистичные и активные. Главным идеологом нигилизма считался литературный критик Д.И.Писарев, а тип русского нигилиста изображен И.С.Тургеневым в романе «Отцы и дети» в образе Базарова. Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, многие нравственно-этические нормы и высшие ценности. В этом идеологическом течении большую роль играли бывшие семинаристы, дети священников, прошедшие строгую аскетическую православную школу. Например, известные демократы Н. Добролюбов и Н. Чернышевский были сыновьями протоиереев и учились в семинарии. Пройденная школа православной аскетики способствовала укреплению силы воли и духа, самоотверженности и других высоких нравственных качеств. В истоках русского атеизма было заложено от православия повышенное, доведенное до экзальтации, чувство самоотречения, самопожертвования. С одной стороны, семинаристы через православную школу получали формацию души, в которой большую роль играл мотив аскетического мироотрицания. С другой стороны - в среде семинарской молодежи второй половины 50-х и в начале 60-х гг., назревал протест против упадочного православия XIX века, кастового уклада жизни сословия духовенства, обскурантской атмосферы духовной школы. Семинаристы стали проникаться освободительными идеями просвещения, но тип их культуры был ниже по сравнению с типом дворянской культуры эпохи 30-40 гг., которую символизировали П.Чаадаев, И.Киреевский, А.Хомяков, Т.Грановский, А.Герцен.



<< Предыдущая :: Следующая >>