Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Начертание христианского нравоучения


В XIX веке в Духовных Академиях насчитывалось несколько ученых богословов, выдающихся догматистов, лекции которых сохранились до наших дней лишь в отрывках. Архиепископ Иннокентий как большой знаток первоисточников православного вероучения и западной богословской литературы впервые ввел в Киевской Академии учебную дисциплину «история догматики». Епископ смоленский Иоанн (Соколов) на лекциях в Санкт- Петербургской и Казанской Академях излагал материал на основе глубокого исторического и библиографического анализа. Это же было характерно для лекций по догматическому богословию профессора Московской Духовной академии А. В. Горского. Преподавание богословия в Академиях, семинариях и в университетах привело к появлению кратких руководств и общих обзоров догматики: вышло в свет «Православное догматическое богословие» протоиереев проф. Н.П. Малиновского и проф. А.П. Рудакова. Появились монографии по патристике и истории догматов: «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов - писателей Церкви» А. Л. Катанского, «Учение Оригена о божестве Сына Божия и Духа Святаго» проф. Московского университета Н.А. Елеонского. Сочинение Ф.А. Голубинского «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах» дает полное и целостное представление о православнохристианском учении.

В издательском деле России одно из ведущих мест принадлежит монастырю Козельская Введенская Оптина Пустынь, который был в XIX веке особенно любим известнейшими людьми своего времени. И это не случайно: паломники получали духовную пищу в общении с живущими здесь монахами, большая часть из которых имела академическое образование: по сохранившимся данным на 1889 год в Оптиной Пустыни монашествовали 148 ученых. Сотрудничество славянофилов - дворян с этой обителью породило такую форму служения церкви в области культуры, как Оптинское книгоиздательство, сыгравшее немалую роль в новом пробуждении русской духовности. Именно этому монастырю принадлежит неоценимая заслуга в деле издания святоотеческой литературы: в XIX веке здесь было выпущено свыше 125 изданий в количестве 225 тыс. экземпляров. Вся библиотека монастыря насчитывала 5 тыс. книг. Только за 1870 год монахами Оптиной Пустыни была выпущена в свет святоотеческая литература 76 наименований, средняя цена 1 книги колебалась от 10 коп. до 2-х руб. Особенно значима эта заслуга монастыря на фоне существовавшего положения по цензурированию духовной литературы Св. Синодом. Кроме духовной литературы, Св. Синод занимался и светской: цензурировались даже такие книги, как «Народные русское легенды», чем свидетельствует письмо обер-прокурора министру народного просвещения, а также «Определение Св. Синода о брошюре «Современные идеи и православие» или заключение о вреде произведений А. Герцена «О противодействии сочинениям Искандера».



<< Предыдущая :: Следующая >>