Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Начертание христианского нравоучения


По предложению митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод положительно решил вопрос о переводе Священного Писания на русский язык, и в 1860 году Четвероевангелие вышло в свет, а в 1962 году и полный «Новый Завет». Перевод «Ветхого Завета» потребовал много времени, поэтому выход в свет полного текста Библии состоялся намного позднее.

Лучшими представителями православной веры были в XIX веке авторы многочисленных богословских сочинений, к авторитетному голосу которых прислушивалась большая часть населения России. Таких представителей духовенства принято было считать руководителями духовной жизни общества, а их сочинения давали пищу для интеллекта и нравственности. Приведем некоторые названия духовных сочинений авторов XIX в.: «Состояние монашества в Византийской церкви» профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Иоанна (И.И. Соколова); «Письма покойного старца Оптиной Пустыни» иеросхимонаха Амвросия (А.М. Гренкова), «Проповеди» архиепископа Амвросия (А.И. Ключарева); «Летопись Серафимо-Дивеевского Монастыря» архимандрита Серафима (Л.М. Чичагова); «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского; «Сочинения» архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Иван Борисов); «Начертание христианского нравоучения» и «Краткий очерк аскетики» епископа Феофана; «Православнодогматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова); «Слова и речи», «Русская благотворительность» митрополита Филарета (Дроздова).

К началу XIX века относятся большой и малый «Катехизисы», составленные митрополитом Филаретом и одобренные Св. Синодом. После этого вышло в свет несколько толкователей догматики Православия: «Догматическое изложение учения веры Православной Церкви» П. М. Терновского и «Догматическое богословие Православной кафолической Церкви» архимандрита Антония. Митрополит Макарий выделил из догматики предварительные общие вопросы о началах богословия и посвятил им «Введение в православное богословие», где особенно тщательно растолковал те догматы, которые являются отличительными для православного вероучения и отвергаются или понимаются иначе в других христианских вероисповеданиях: учение о вечном происхождении Св. Духа от Бога Отца, о семи Таинствах, о молитве за умерших, о призывании на помощь ангелов и святых. «После Макария, - писал архиепископ Иннокентий (Борисов), - иностранный богослов не может сказать, что в Восточной церкви (Православной) привыкли веровать в свои мнения безотчетно». Другой известный русский догматист XIX века архиепископ черниговский Филарет (Гумилевский) подходил к разработке догматики с точки зрения запросов современной жизни. Эта линия трактовки была продолжена епископом Сильвестром.



<< Предыдущая :: Следующая >>