Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке


К концу XIX века число благотворительных заведений различного назначения исчислялось тысячами. Состоятельные люди позапрошлого века, являвшие собой лучшую часть общества были охвачены желанием «принести посильную пользу делом, трудом, жертвою».

С течением времени крупнейшие жертвователи стали выполнять важные функции созидателей культурной сферы - меценатов. «Бескорыстное служение позволило многим из них участвовать в решении исторических задач национального масштаба. Все эти русские мужики Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Щукины - какие все это козыри в игре нации» - писал Ф.И. Шаляпин.

Феномен меценатства в России приобрел широкую не только всероссийскую, но и мировую известность благодаря подвижническим усилиям, размаху деятельности «во славу Отечества» отдельных выдающихся личностей. Эта деятельность носила христианский, жертвенный характер, а вместе с тем - отпечаток их вкусов и пристрастий, придававший особый национальный колорит отечественному меценатству.

История российского меценатства знала два наиболее значительных взлета на своем пути. Первый был связан с ярким расцветом дворянского коллекционерства и собирательства (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Второй, более значительный по своим масштабам и широте подъем благотворительной деятельности в России связан с купе-ческим меценатством второй половины XIX - начала XX веков. Заметное место здесь принадлежит московскому купечеству: П.М.Третьякову, К.Т.Солдатенкову, П.И.Щукину, С.И.Мамонтову, А.А.Бахрушину, С.Т.Морозову, Н.Б.Юсупову, И.А.Безбородко, Демидовым, Строгановым, Шереметьевым, Румянцевым, Рябушинским, С.И.Мамонтову, М.К. Тенишеву, Ю.С. Нечаеву-Мальцеву. Это было время ренессанса отечественного искусства, созвучного эпохе итальянского Возрождения по своему духовному и эстетическому взлету. Многие воспоминания и документы тех лет раскрывают глубокую христианскую взаимосвязь между деятельными творческими силами русского общества: цивилизованной частью предпринимателей и творческой интеллигенцией. В действительности были христиански соединены два социальных мира — мир купцов и промышленников, покровительствующих искусству, и мир художников и артистов, творящих это искусство.



<< Предыдущая :: Следующая >>